✨Фаворский свет и Слава Господня в богословии Григория Паламы✨ 🔹Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. 🔹Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею. 🔹Энергия сущности нетварна. 🔹Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты. 🔹Имя „Божество“ относится не только к сущности Божией, но и к энергии, то есть энергия Божия тоже есть сам Бог. 🔹В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же — может. (А.Ф. Лосев) Исихасты считали, что их молитвы приводят к непосредственному богообщению, при котором человек видит Божественный свет, «Свет присносущный» — визуальное выражение Божественной силы или иначе Божественной энергии, Его действия в тварном мире. Именно этот нетварный свет видели апостолы на Фаворе в момент Преображения Иисуса Христа, когда проявилась Его Божественная слава. Вопрос о нетварности Фаворского света (то есть нетварности Божественной энергии) был принципиально важен для вопроса о возможности общения с неизменным Богом, пусть и не непосредственно, а через Его энергию, которую, как учил Палама, хотя она и не является частью сущности Бога, тоже можно было называть Богом. В 1351 году в Константинополе это учение было утверждено на соборе. Решения этого собора в виде анафем вошли в греческую Постную Триодь и читались в Неделю Торжества Православия. Более кратко и тезисно это учение было изложено русским философом А. Ф. Лосевым. Суть учения о благодати в Православной Церкви следующая: Бог — это не только божественная сущность, но и божественная энергия сущности. Ряд аспектов в учении паламитов сходня с учением западных мистиков Эуригены и Экхарта. Учение их вошло в известный монашеский сборник «Добротолюбие», и на Руси наиболее ярко выразилось в учении преподобного Нила Сорского, основателя скитского жития в России. Из православных церквей непаламитский исихазм сохранился только в Грузинской церкви.