#Фолиант@philosophic_sgu #Философия_религии Хоружий Сергей Сергеевич Цикл лекций "Беседы по исихазму" Хоружий Сергей Сергеевич (05.10.1941) – доктор физико-математических наук, академик Российской академии естественных наук, профессор Математического института им. В.А. Стеклова РАН, профессор философии Института философии РАН, профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО, директор Института синергийной антропологии. Член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви. В 1964 году окончил физический факультет МГУ на кафедре квантовой теории и статистической физики. В 1967 году окончил аспирантуру Математического института им. В.А.Стеклова (МИАН) под научным руководством М.К.Поливанова. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы аксиоматической теории рассеяния». Защитил докторскую диссертацию на тему «Алгебраическая квантовая теория поля с правилами суперотбора». Сразу же после окончания аспирантуры становится сотрудником МИАН. Будучи физиком-теоретиком и математиком, Сергей Сергеевич начинает заниматься философией. Его первая философская публикация «Ничто» появилась в 1967 году в Философской энциклопедии. Сергей Сергеевич интересуется русской религиозной философией, в частности, метафизикой серебряного века. В 1974 году завершает свою первую философскую книгу «Миросозерцание Флоренского». В середине 70-х годов знакомится с трудом свт. Григория Паламы «Триады в защиту священнобезмолвствующих», благодаря первому англоязычному переводу о. Иоанна Мейендорфа. Учение свт. Григория Паламы определяет дальнейшее направление научной деятельности ученого. Он начинает изучение исихазма - мистико-аскетической традиции восточного христианства. В ходе дальнейшей работы, Хоружий С.С. вводит новое трансдисциплинарное научное направление, получившее название синергийная антропология. Результаты философских изысканий ученого отражены в книгах «Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человека в богословском и философском освещении», «К феноменологии аскезы», «Очерки синергийной антропологии», «Опыты из русской духовной традиции», сборнике статей «О старом и новом». Кроме того, Сергей Сергеевич автор 10 книг и более 150 статей по философии и теологии, 2 книг и около 70 статей по физике и математике, а также 1 книги и около 30 статей по литературной критике. Научная и преподавательская деятельность Сергея Сергеевича ценится на высоком уровне: ученым были прочитаны лекционные курсы в университетах Китая, Бразилии, Латвии, Украины и некоторых городах России. Его работы переведены на другие языки. Примечательно, что Хоружий С.С. известен так же как переводчик и комментатор произведений известного ирландского писателя Джеймса Джойса. С 2015 года является главным редактором международного антропологического журнала «Фонарь Диогена». Курс лекций «Беседы по исихазму» был прочитан в рамках цикла передач «Мистические духовные практики» на телеканале «Психология21». В этих лекциях Хоружий С.С. рассказывает о феномене духовной практики на примере исихазма - главного предмета его научных исследований. Лекционный материал насыщен теоретическими положениями и историческими фактами, позволяющими глубже понять специфику данной духовной традиции. 📑Структура курса: Лекция 1. Феномен духовной практики в мировых религиях. 1.Духовные практики как способ воспроизведения и передачи религиозного опыта. 2.Вера. Ядро религиозного опыта. Цель духовной практики. 3.Связь с Богом: опыт апостолов и опыт мучеников. 4.Зарождение исихазма: пустынничество, строгое отшельничество. Лекция 2. Развитие раннего исихазма (IV-VII вв.). 1. Врата духовные: вхождение в практику. 2. Холистическая трансформация. 3. Сочетание духовной практики с обращенностью в мир. 4. О препятствиях - страстях. Невидимая брань. Лекция 3. Развитие зрелого исихазма (VII-XIV вв.). 1. Лествица как образ духовной практики (Прп. Иоанн Лествичник). 2. Техника соединения внимания и непрестанной молитвы. 3. Созерцание света фаворского. 4. Богословское обоснование высших ступеней аскетического опыта (Свт. Григорий Палама). Лекция 4. Исихазм в России (XIV-XIXвв.) . 1. Киево-Печерское подвижничество. 2. Расцвет исихазма в Московский период (XV-XVIвв.). 3. Упадок традиции исихазма (XVII-XVIIIвв.). 4. Деятельность Паисия Величковского и Никодима Святогорца. 5. Возрождение исихазма в XIX в. Старчество. Духовные учителя. Монастырь в миру. Лекция 5. Универсальные черты духовной практики. 1. Характерные особенности духовной практики. 2. Телос как ядро духовного процесса. 3. Духовная практика и психотехники. 4. Личная идентичность и имперсонализм. Лекция 6. Онтологические и антропологические основания духовной практики. 1. Лицетворение человека в опыте единения с Богом. 2. Онтологический разрыв как специфический предикат религии. 3. Анализ духовных практик в различных религиях. 4. Священная иерархия и духовное руководство. 📎Вы сможете пройти тест, составленный по материалам книги Хоружего Сергея Сергеевича "К феноменологии аскезы", перейдя по ссылке: http://onlinetestpad.com/t/135c8d609074485091edcfaf9c48087c 📓Новость подготовлена Дарьей Гриценко, студентом 3 курса направления "Религиоведение".

Теги других блогов: Фолиант Философия_религии